Рекомендуем
Top

Верхоянский йети — чучунаа

Легенды о «снежном» человеке есть у многих народов мира. В Якутии тоже есть свой йети, которого зовут чучунаа. Это якутское название дикого человека так толкуется в Википедии: «Чучуна́ или чучуны, мюлены (якут. чучуна, чучунаа, чучна, мулуөн[1]) — название диких людей в якутском и эвенкийском фольклоре… Фольклорные данные во второй половине XX века послужили основанием для построения научной гипотезы о существовании в Северной Азии реликтового гоминоида».

Судя по многочисленным источникам, особенно много сведений о встречах с чучунаа было засвидетельствовано на рубеже 19-20 века в арктических  улусах Якутии. К середине 20-го века сведения о чучунаа сходят на нет, и перерождаются в пересказы того, что рассказывали старшие поколения.

Верхоянье – родина чучунаа?

Виктор Кандыба, писатель, целитель, исследователь паранормальных явлений, известный в 90-е годы, совершил экспедицию в поисках следов чучунаа на север Якутии. Вот что он сообщает:

— Прежде всего, поразила строгая приуроченность рассказов о встречах с чучунаа к определенной территории. Это горные массивы, расположенные к востоку от реки Лены и в междуречье рек Яны и Индигирки. Верхоянский и Полоусный хребты, а также устья рек Оленек, Лены и Яны. Рассказы уводили нас все дальше на восток, на северную Колыму и Чукотку. В центральной и западной Якутии чучунаа или вообще не знают, или опять-таки «прописывают» в далеком Верхоянье.

Особенно «урожайной» на рассказы о чучунаа оказалась долина реки Адычи (приток реки Яны) — один из самых труднодоступных уголков Якутии. Здесь мы записали множество рассказов о том, что прадеды современных оленеводов — не раз наблюдали детенышей чучунаа, переплывавших в ледоход реку и воровавших у них пищу. В 100 километрах от устья реки стоит небольшой поселок Адычи. Количество рассказов о встречах о чучунаа возрастает в этих местах в несколько раз. Если принять существование чучунаа как реальность, то можно предположить, что именно в долине Адычи происходило их размножение.

Долина реки Адыча

Кроме того, поражает строгая приуроченность появлений чучунаа к определенному времени. По всем рассказам, чучунаа встречали часто в конце прошлого и начале этого столетия. Он был свиреп и силен и нередко сам нападал на человека. Происходили столкновения местных охотников с ним, заканчивающиеся, как правило, убийством того или другого.

В 20-30-х годах нашего века встречи с ним стали значительно реже. Он стал менее агрессивен и обычно при встречах с человеком убегал. Нападения его на жилища людей прекратились, хотя подобные рецидивы время от времени повторялись.

Наконец, в 50-х годах зафиксировано всего лишь две встречи с чучунаа — по реке Адычи. В настоящее же время никто из оленеводов и охотников чучунаа не видит, а о встречах с ним говорят как о событиях, действительно имевших место, но в прошлом.

«Лицо черное, в нем нельзя разобрать ни носа, ни глаз»

Виктор Кандыба записал в тех местах множество рассказов о чучунаа, и его поразило очень подробное, реалистичное описание его внешности. Причем оно было одинаковым у разных источников. «Мы побывали в селах нижней Лены и Яны, в оленеводческих бригадах, кочующих на летних пастбищах высоко в горах, разговаривали с бывалыми охотниками и любителями-краеведами. В этих рассказах образ чучунаа стал проявляться все яснее и яснее, превращаясь из сказочного и фантастического во что-то реальное».

Со слов Татьяны Ильиничны Захаровой, 55 лет, по национальности эвенки, из п. Суордах Верхоянского района: «После революции в 20-х годах жители нашего села встретили чучунаа, когда однажды собирали ягоды. Он тоже рвал ягоды и обеими руками засовывал их себе в рот, а когда увидел людей, встал во весь рост. Он был очень высок и худ. Говорят, больше двух метров. Очень длинные руки свисали ниже колен. Одет был в оленью шкуру, босой. На голове длинные лохматые волосы. Лицо большое, как у человека, но темней. Лоб был маленький и выдавался над глазами как козырек. Подбородок был большой, широкий, больше, чем у человека. А так очень похож на человека, только намного выше ростом. Через секунду он побежал. Бежал очень быстро, высоко подпрыгивая после каждого третьего шага…»

В поселке Хаысардах Верхоянского района Горохова Елена Афанасьевна в начале 20-х годов сама видела чучунаа. «Вскоре после революции, мы косили сено в долине речки Ниэм (приток Яны). Где-то в середине дня я варила обед на поляне недалеко от речки. Мужчины в это время косили сено, и я услышала треск в кустах, и на поляну вышел необычный человек огромного роста, на три головы выше наших мужчин. У него были длинные растрепанные черные волосы. На теле и ногах плотно сидела оленья шкура. Лицо было очень темное. Я не разобрала, какое оно у него. Он сильно сутулился, руки были очень длинные, до колен, и тоже мохнатые, в шерсти. Человек быстро пересек поляну, даже не посмотрев в мою сторону, наверное, не видел меня. Я испугалась, потому что не знала, кто это. Вечером, когда все собрались, мне сказали, что это был чучунаа».

Рассказ Ивана Винокурова, председателя Арыкского поссовета Булунского района, эвенка по национальности. «Отец еще в царское время в устье реки Оленек по возвращении с охоты в сумерках встретился с чучунаа — человеком-гигантом, одетым в оленью шкуру. Чучунаа громко свистнул, отец выстрелил, и тот упал лицом вниз. Когда отец раздел его, тело чучунаа оказалось густо-волосатым. Он надевал оленью шкуру очень плотно на себя. Такое бывает, когда делают чучело. Голова у чучунаа продолговатая. Нижняя челюсть выдается вперед».

Кандыба сообщает, что записал десятки таких конкретных описаний чучунаа от эвенов и якутов, причем опросы людей из центральной Якутии, вилюйских районов, севера Амурской области не дали подобных конкретных свидетельств встреч с чучунаа.

Такое же анатомическое описание внешности чучунаа дается в дореволюционных источниках. В «Уранхай- сахалар»  Гаврил Ксенофонтов приводит такие сведения: «Чучунаа — человек. Лицо у чучунаа черное, в нем нельзя разобрать ни носа, ни глаз. Чучунаа видят только в летнее время, зимой он не бывает. Голос у него противный, хриплый, трескучий. Свистит, пугает людей и оленей…»

Неандерталец или беглец?

Причем чучунаа в преданиях предстает вполне реальным существом, таким же как человек. Он не обладает магическими силами, не является фантастическим персонажем, в отличие от других героев якутского фольклора. По мнению рассказчиков,  чучунаа — представитель дикого пришлого племени, враждебного людям, потому что чучунаа имел лук и очень метко стрелял, воровал женщин и детей.

Профессор Б. Ф. Поршнев, возглавлявший комиссию по изучению вопроса о «снежном человеке», выдвигал гипотезу о существовании в Северной Азии неандертальца — реликтового гоминоида. Но ископаемые останки подобных высокорослых палеоантропов не были найдены, поэтому эта гипотеза не нашла научного подтверждения. Не было зафиксировано и в Якутии находок останков высокорослых гомоноидов в том или ином виде.

Бытует и другое мнение, что слово «чучунаа» произошло от «хучанаа», в буквальном переводе — беглец, отверженный. Так что высказывалось предположение, что это беглые чукчи, изгнанные соплеменниками.

Якутский чучунаа стал одним из героев мировой коллекции мифов о снежном человеке наряду с йети.

Комментарии