Рекомендуем
Top

Шаманские рецепты: горное и муравьиное масла — «таас хайаҕа» и «кымырдаҕас хайаҕа»

Дореволюционное фото якутского шамана

В старину якутские знахари применяли для лечения такие необычные средства, как горное и муравьиное масло – «таас хайаҕа» и «кымырдаҕас хайаҕа». Если горный «чохон» сегодня широко используется под названием мумие, то муравьиное масло менее известно.

Издревле мумиё использовалось в качестве лекарственного средства в медицине Древней Индии, арабского Востока, Средней Азии, Китая, Тибета, и, как сообщает исторические источники,  народ саха. Сегодня в аптеках продается много БАДов, в состав которого входит алтайское мумиё, но «таас хайаҕа» можно собрать и в горах Якутии. Подлинность аптечного мумие сомнительна при массовом производстве БАДов, а вот родное горное масло, наверняка, воздействовать будет сильнее.

По сообщению старожила Хангаласского улуса Л. Леверьева, местные жители исстари употребляли в лечебных целях якутское мумиё и добывали  его  по  р.Буотаме, правому притоку Лены,  в местности Хаара Уулаах,  места с мумиё находятся и на территории Горного улуса, где в старину его собирали.

«Жители Западно-Кангаласского улуса во многих недугах, особенно при болезнях желудочно-кишечного тракта, обращались к целебным  свойствам полуминерала органического происхождения таас хайаҕа («горный чохон», «горное масло»). Его добывали только на горных кручах. «Горное масло» образовывалось в расщелинах скал, просачиваясь из недр гор и застывая в виде скальных подтеков. Его масса — пористая, черно-бурого цвета, хорошо растворяется в горячей воде. Это – мумиё», — сообщает известный якутский этнограф Анатолий Гоголев.

Еще одно минеральное вещество широко использовали в якутской народной медицине, но гораздо более доступное – глину. Ею обмазывали отмороженные места. Глиняная смесь помогала восстановить кровообращение на пораженном морозом участке тела.

Муравьиное масло – «кымырдаҕас хайаҕа» использовали для лечения чахотки (туберкулеза). Как рассказал в 70-е гг.  96-летний П.А. Егоров, житель с.Жархан Сунтарского улуса: «В летнее время редко находили в муравейнике белое, прозрачное, пенообразное вещество, основание которого уходило на дно гнезда. Оно представляло  собой  грибкообразную  полужидкую  массу.  Ее-то  и  называли  муравьиным маслом — кымырдаҕас хайаҕа». Ученый Анатолий Гоголев в этой  связи  отметил существования аналогичного поверья у телеутов Алтая, записанное Л.Э. Каруновской: «…Будто бы в лесу на муравьиной куче бывает кипение серебристой пены, эту пену нужно, не мешкая, собрать и натереть ею свое тело с поясницы вверх». Как видим, муравьиное масло использовалось другими сибирскими народами для лечения.

Ньургуhун (прострел) как лекарство

Так же якутские целители использовали множество трав, делая из них различные снадобья. Как отмечают исследователи, лечебные свойства каждого растения известны людям испокон веков, и все народы используют травы примерно одинаково. Но есть и национальные особенности в применении отдельных растений. По мнению исследователей, саха широко употребляли в лечебных целях свой любимый цветок ньургуhун – прострел желтеющий, который первым цветет после долгой якутской зимы. Этому цветку посвящено много якутских песен и стихов, этим именем часто называют детей.

«Наиболее  распространенным  методом  якутского  лечения  ревматизма является применение лекарственных свойств прострела прострела  желтеющего — ньургуhуна. Для этого собирали еще не распустившиеся цветы, изготовляли из них спиртовой настой и им натирали больные места, сидя перед камельком. Из  тычинок  и  пестика  подснежника    приготовляли  мастику (в виде  пластыря)  и  накладывали  на ту часть тела,  которая страдала от ревматизма. Образовавшаяся после мастики мокрая ранка через некоторое  время  заживала.  Считалось,  что  мастика  «вытягивает  боль», — сообщается в книге «Народные знания якутов в XVII — начале XX вв.: календарь, метрология, медицина».

 

 

 

Комментарии