Рекомендуем
Top

Тайна Колымской владычицы

Картина художника Марианны Лукиной

В 1980 году археологи С. П. Кистенёв и В. М. Михалёв на сопке Родинка, в 17 км от п.Черский, на берегу колымской реки Пантелеехи  раскопали захоронение молодой женщины,  которой было до 25 лет. Радиоуглеродный анализ ее костей показал, что жила она 3500-3600 лет назад – в эпоху неолита. Могила оказалась удивительно богатой – древняя колымчанка покоилась в берестяной лодке, в которой было около 18 тысяч бусин из раковин, ожерелья из клыков, амулеты, подвески, фигурки птиц, украшенные орнаментом, на нагрудных костяных пластинках были изображены остроголовые человечки. Была найдена загадочная линейка из оленьего ребра с насечками и какими-то знаками, назначение которой так и осталось неясным, а так же целый склад различного оружия – лук, костяные и каменные ножи, копья.

Все красноречиво говорило о том, что погребенная пользовалась почетом у соплеменников, раз они не пожалели отправить с ней в могилу так много ценных предметов. «Колымская владычица» — так стали называть девушку из эпохи неолита.

Высказывались предположения, что она являлась шаманкой, на что указывали некоторые предметы, найденные в захоронении. Хотя были и сомнения – у северных народов могущественных шаманов не принято хоронить в земле.

Гора Родинка Нижнеколымский улус

До сих пор вызывает много вопросов, куда девались материалы, извлеченные археологами Приленской археологической экспедиции из захоронения. Как сообщал писатель Владимир Федоров со слов археолога Сергея Кистенева: «После окончания раскопок на Колыме все находки были сданы в хранилище института, а кости шаманки отправили в Санкт-Петербург (тогда ещё Ленинград), где часть их сожгли в специальной установке, определив по радиоуглеродному методу возраст. Остатки же костей не сочли нужным возвратить в Якутию – их просто выбросили.

Несколько самых интересных и ценных экспонатов, в том числе три вырезанные из кости птицы-талисмана, были выставлены в археологическом музее научного центра в Якутске. Но спустя 10 лет из закрытой герметичной витрины сначала исчезла одна птица, а потом и две остальные. Бесследно. Из охраняемого помещения, куда посторонние люди могут попасть лишь в присутствии экскурсовода. Вызванные Кистенёвым милиционеры только развели руками. В отчаянии он попытался обратиться даже к экстрасенсам, которым не особенно-то верил, и один из них сказал, что «птиц забрала какая-то появившаяся в музее женщина». Потом сообщалось, что сам археолог Кистенев преждевременно умер после тяжелой болезни, которую считал проклятием Колымской владычицы…

Юкагирский шаман, дореволюционное фото

Шепчет Колыма молитвы…

Ты мираж – подобна ветру…

Как же нам тебя позвать?

Колдовать по амулету?

Птицу вещую искать?

Вырвалась и не догонишь…

В пиктограммах тропок нет.

Где шаманишь, что ворожишь?

Где же тайны новой след?

В этих строчках колымская поэтесса Екатерина Звягинцева выразила чувства, которые вызывает у земляков тайна древней колымчанки. Звягинцева пишет в своей книге «Колымское эхо пропавшей шаманки», опубликованной на сайте Проза.ру: «Арсенал захоронения говорит, что и в те далёкие времена колымчане были вынуждены вести войны – эхо которых не докатилось до наших дней, и, естественно, они были охотниками. Но так как юкагиры, а «остроголовые» ведут нас именно к юкагирам, были племенем, в котором царил матриархат, то, скорее всего, в захоронении погребена могущественная и великая владычица юкагирского племени, т.е. женщина-вождь… А вот насчёт того, что она была шаманкой – это несколько сомнительно, так как если она была юкагиркой, то традиционно юкагиры своих великих шаманов не хоронили, их тела расчленяли, и кости родня хранила, как родовые обереги. Для черепов делали деревянное «тело», и эта реликвия  обычно находилась у главы рода.

В Нижнеколымском музее нет ни одного артефакта из захоронения – только муляжи, да и те, конечно, не охватывают весь перечень. Нигде нет достоверной информации, где сейчас хранятся останки Колымской Владычицы, где коллекция редчайших артефактов. По району ходят непроверенные слухи, что коллекция артефактов выставлялась в Якутске и  подверглась разворовыванию. Так же звучат мнения местных жителей, что останки необходимо вернуть и опять захоронить, так требуют местные обычаи, это мнение высказывалось юкагирами на третьем съезде юкагирского народа, который состоялся в Черском, в 2007 году, но видать юкагиров не захотели услышать.

Куда пропала Колымчанка из глубины веков? Куда канули её несметные сокровища?»

 

 

 

Комментарии